Четверг, 23 Ноябрь 2017

Владислав Хмеловский: Реформа местного самоуправления - "сверху" пути нет!

Вторник, 13 Сентябрь 2016 11:39

Владислав Хмеловский, заместитель председателя Общественного совета, председатель комитета по вопросам регионального развития и местного самоуправления. Заместитель директора благотворительной организации «Международный благотворительный фонд «Украинский дом».

 В Украине заложены конституционные основы местного самоуправления, ратифицирована Европейская хартия местного самоуправления, принято ряд базовых нормативно-правовых актов, создающих правовые и финансовые основы децентрализации. Однако развитие местного самоуправления фактически остановился на уровне территориальных общин - городов областного значения, поскольку подавляющее большинство территориальных общин за их чрезмерную раздробленность и чрезвычайно слабую финансовую базу оказалась не способной к выполнению всех полномочий местного самоуправления. О реформирования местного самоуправления и политике децентрализации мы поговорили с председателем комитета по вопросам регионального развития и местного самоуправления Владиславом Григорьевичем Хмеловским.

В чем суть преобразований, предлагаемых децентрализацией?

Пришло время расставить акценты и уточнить смыслы - разобраться в том, что происходит под видом реформы местного самоуправления и сказать: реформы НЕТ!

При отчуждении народа от управления суть преобразований заключается в концентрации оставшейся коммунальной собственности и создании условий для ее присвоения людьми у власти.

В соответствии со ст.ст. 140, 142, 143 Конституции Украины местное самоуправление осуществляется территориальными громадами.

За 20 лет существования Конституции эти статьи так и не реализованы. Чтобы их реализовать, надо структурировать территориальные громады - проводить децентрализацию власти и ресурсов внутри территориальных громад, повышать компетенцию населения, чего Правительственная "реформа" не предусматривает.

Слова децентрализация и субсидиарность очень популярны в Европе, поэтому они механически перенесены на наш грунт.

Употребляемые в Правительственной реформе слова децентрализация и субсидиарность, не соответствуют тому, что происходит под видом реформы местного самоуправления.

Самая популярная и громкая реформа сегодня - объединение "территориальных громад".

Это децентрализация? - Нет!

Территориальные громады не существуют как ОРГАНИЗОВАННЫЕ коллективы, от их имени выступают руководители на местах и авторы "реформы".

Происходит объединение не территориальных громад, а их ресурсов - коллективной собственности громад.

Такие действия называются ЦЕНТРАЛИЗАЦИЕЙ РЕСУРСОВ под прикрытием реформы местного самоуправления. Мы живем в олигархическом государстве, поэтому подобное объединение ресурсов проводится в интересах обогащения выбившейся во власть местной "элиты".

Помимо вышеупомянутой, Правительственная реформа включает в себя фискальную (бюджетную) децентрализацию, что позволило пополнить местные бюджеты уже в 2016 г.

Эта реформа имеет большое значение для пополнения местных бюджетов, которыми, к сожалению, территориальные громады не распоряжаются. Распоряжаются - власть имущие. Поэтому на качество жизни людей это не влияет, а громкие заявления об увеличении бюджетов территориальных громад, носят чисто декларативный характер.

Как дать общинам больше прав? Готовы ли органы местного самоуправления к расширению полномочий? Ведь люди не привыкли к самостоятельности...

Люди уже давно проявляют способность к самоорганизации. Процесс нужно организовать – для этого нужны соответствующие действия хотя бы органов местного самоуправления, т.к. действующее законодательство позволяет формировать структурированные территориальные громады.

Начинать необходимо с изучения проблем населения, систематизировать их, выделить основные (решение которых не терпит отлагательств). На основании этой информации составлять стратегии и планы развития территории. Без вовлечения местных активистов эту работу проделать невозможно. Это и есть первые шаги в освоении философии человекоцентризма, формировании гражданского общества - социальной базы местного самоуправления.

Типовые форматы этой работы необходимо популяризировать, подготовить методические материалы и начать повсеместное обучение не только чиновников, но и жителей. Особенно важно популяризировать успешные практики – они уже в Украине есть.

Чтобы дать громадам больше прав, надо дополнить Правительственную реформу Концепцией формирования структурированных территориальных громад. Концепция получила позитивную оценку Института государства и права им. Корецкого НАН Украины.

Опыт самоуправления и изменение сознания граждан будут приходить в процессе проведения пилотных проектов. Пилотные проекты должны ОБЯЗАТЕЛЬНО осуществляться под руководством группы сопровождения, состоящей из специалистов и информационного обеспечения.

На проведение пилотных проектов понадобится два - три года с постепенным расширением количества участников. При соответствующем информационном сопровождении будет пробита широкая дорога по созданию структурированных территориальных громад.

Полномочия - дело самих громад-территориальных коллективов. Они утвердят свои полномочия вместе со Статутом. Безусловно, полномочия будут заранее обсуждены, чтобы они соответствовали уровню самоуправления.

Орган местного самоуправления должен сопровождать проект и выделять бюджетные деньги громадам на реализацию полномочий.

Готовы ли партийные органы местного самоуправления реализовать подобный проект?

Если громада (община) будет осуществлять местное самоуправление – партийные депутаты не нужны Поэтому партийная система, которая сегодня формирует местные советы - антипод громаде.

В первую очередь, надо менять систему выборов и выбирать депутатов местных советов от громады, а не от партий.

По вашему мнению, именно такая реформа необходима Украине? Почему сейчас?

Правительственная реформа МС должна быть дополнена реформой децентрализации внутри территориальных громад, т.е. Концепцией формирования структурированной территориальной громады. (Далее - Концепция).

Появление Хозяина на местах и формирование сознания Гражданина - крайне актуальны именно сегодня. Это реальный путь к оздоровлению общества и решению главных проблем. Или мы придем к созиданию или начнем разваливаться.

На какие уровни управления должны быть переданы полномочия и ресурсы, чтобы они были использованы максимально эффективно?

Основой местного самоуправления в городе должна быть громада в 20-30 тысяч жителей. Члены громады берут на себя полномочия, а ресурс на их выполнение - бюджет территориальной громады.

Система местного самоуправления - это: громада дома, громада микрорайона (20-30 тыс. жителей, громада микрорайона и территориальная громада города. Полномочия каждого из уровней прописаны в Концепции.

Кто будет контролировать местную власть (органы местного самоуправления)?

Если будут созданы структурированные территориальные громады, то контроль будет осуществляться самой системой, также, как в организме человека. Сложная система живого организма имеет собственные возможности контроля.

Какие первоочередные задачи стоят перед Вами, как председателем комитета?

Местное самоуправление - это фундамент общества.

Наша задача создать реальное местное самоуправление, социальной базой которого есть зарождающееся в Украине гражданское общество.

Новости Минрегиона

Внедрение чрезвычайной кредитной программы для восстановления Украины продолжается, - Роман Чуприненко

В рамках проекта «Чрезвычайная кредитная программа для восстановления Украины» первые...

«Законопроект Минрегиона приблизит Украину к европейскому рынку и даст толчок к привлечению инвестиций в строительство», - Парцхаладзе

Принятие разработанного Минрегионом на основе Регламента ЕС 305/2011 законопроекта, который...

Сотрудничество Держмолодьжитла с органами местного самоуправления углубляется

Очередным этапом углубления сотрудничества Держмолодьжитла с органами местного самоуправления стало...